ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Образовательная модель в своей основе сходна с медицинской. Один из основных принципов: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент был сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия решения. В основу программы легли семь стадий принятия решения; они демонстрировались в таких специфических областях, как курение и применение наркотиков.

Процесс принятия решения состоит из следующих стадий.

1. Всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения.

2. Рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором.

3. Тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий.

4. Активный поиск информации, важной для оценки альтернатив ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ.

5. Объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с тем образом действий, к которому изначально склонялся индивид.

6. Повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение.

7. Составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможности его изменения в случае реализации нежелательных последствий.

На основании этих поэтапных шагов для подростка были разработаны следующие рекомендации по принятию решения.

1. Оценка проблемы.

- является ли данная (очевидная) альтернатива приемлемым способом разрешения рассматриваемой проблемы?

- в должной ли мере я принял во внимание возможные пути ее решения ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ?

2. Взвешивание альтернатив.

- Какая из них является наилучшей?

- можно ли с её помощью достичь основных поставленных перед собой целей?

3. Обдумывание решения.

- следует ли мне начать применять на практике тот образ действий, который сочтен наилучшим, и оповестить об этом?

4. Твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих.

- серьезен ли риск для меня, если я не буду менять свое поведение?

Программа «Мое тело», построенная на этой модели, оказалась весьма результативной при позднем начале курения школьниками и уменьшении частоты курения их родителей.

Однако принятие решений, касающихся здоровья, - сложный процесс, потребовавший дополнительного изучения психологами. Автором первой модели, основанной на учете особенностей принятия ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ решений, является М.Бекер. Соответствующая программа - модель взглядов на здоровье - состоит их четырех этапов, заключающихся в ответе на следующие вопросы:

1. является ли данное заболевание (состояние) тяжелым?

2. угрожает ли данное заболевание (состояние) мне лично?

3. что мне грозит в случае принятия определенного решения касательно моего поведения, связанного с данным заболеванием (состоянием)?

4. что я выигрываю в случае принятия определенного решения?

Решение, принятое в результате такого процесса, является строго индивидуальным и принимаемым самим человеком.

Процесс принятия решений, касающихся здоровья, имеет и другие аспекты, скрыто присутствующие в модели взглядов на здоровье, но гораздо более отчетливо они выражены в теории мотивированных действий. Данная модель касается двух ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ основных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативным представлениям. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему (ей) данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем (ней) подумают другие люди, если он (она) будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако гораздо больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.




documentafbtetd.html
documentafbtmdl.html
documentafbttnt.html
documentafbuayb.html
documentafbuiij.html
Документ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ